Виды нематериальной мотивации сотрудников

Если обратиться к теории Маслоу, то станет понятно, что финансовые поощрения не полностью закрывают потребности человека. Нематериальная мотивация сотрудников позволяет вдохновлять команду на выполнение достижение целей организации. Это мощный инструмент, который должны использовать руководители.

Чтобы персонал был заинтересован в выполнении работы, меры стимулирования необходимо дополнить нематериальными факторами. Они нацелены на удовлетворение высших потребностей человека, например, жажду уважения, реализацию заложенных в нем качеств. От того насколько хорошо разработана система мотивации, зависит качество работы сотрудников. Это влияет на производительность компании: она либо получает прибыль, либо терпит убытки.

Руководитель должен учитывать, что даже трудоголики могут быть более эффективными, если им дать хороший стимул.

Как построить систему

Нематериальная мотивация сотрудников представляет собой стиль управления, основанный на применении неденежных способов стимулирования. Можно сказать, что это комплекс мероприятий, разработанных для того, чтобы повысить лояльность сотрудников и улучшить условия работы персонала.

Виды нематериальной мотивации сотрудников

Нематериальная мотивация направлена на поддержание в коллективе здоровой атмосферы. Она успешно поднимает дух команды, повышает продуктивность труда.

Для того чтобы вдохновить команду, помочь ей достигнуть поставленных целей, руководитель должен выбрать самые эффективные способы стимулирования труда. При этом нужно учитывать менталитет сотрудников и обращать внимание на эмоциональное состояние членов команды. Большое значение имеют психотипы личности.

Созданная на предприятии система нематериальной мотивации должна удовлетворять следующим условиям:

  1. Быть нацеленной на решение тактических задач.
  2. Иметь всеобщий охват.
  3. Учитывать, на каком этапе своего развития находится организации.
  4. Методы должны быть подобраны правильно. Руководитель обязан учитывать истинные потребности членов команды
  5. Вносить элемент новизны.

Нужно не просто стимулировать сотрудников работать лучше. Система должна быть направлена на то, чтобы решать тактические задачи предприятия. Например, организация решила открыть филиалы в регионах. Руководитель должен сформировать в этих отделениях команды из людей, которые смогут работать по стандартам, принятым в головном офисе. Система мотивации в этом случае должна быть выстроена так, чтобы сотрудники эффективно обучались новому. Это могут быть тренинги по образованию команды или семинары, повышающие эффективность коммуникаций.

Необходимо, чтобы нематериальная мотивация охватывала все категории сотрудников. Обычно, когда речь идет о стимулировании персонала, упор делается на тех специалистов, которые приносят организации прибыль. Так делать не стоит. Кроме них в организации трудятся секретари, рабочие в цехах. Их нужно не только включать в мотивационную программу, но и выражать им признательность за труд.

Виды нематериальной мотивации сотрудников

Конечно, задача усложняется, если предприятие большое. В крупных компаниях часто трудятся тысячи сотрудников, и генеральный директор не может каждого знать в лицо. Поэтому он должен выстроить систему мотивации так, чтобы линейные руководители больше общались с людьми из своего коллектива. Они обязаны выяснить, что именно может стимулировать каждого сотрудника.

Необходимо учитывать этап развития компании. Если предприятие только начинает свою деятельность на рынке, то главной задачей становится повышение уровня энтузиазма. Особенно это характерно для семейного бизнеса.

Организация развивается, численность сотрудников увеличивается. В этом случае мотивационные программы также должны измениться. Главным ориентиром становится признание заслуг каждого сотрудника. При этом важно делать упор на возможность признания его вклада в развитие предприятия на более высоком уровне, например, подразделения и перед всем коллективом.

О чем говорил Маслоу

Руководитель должен правильно выбирать методы нематериальной мотивации и избегать ошибок при их подборе. Люди считают: то, что мотивирует их, будет мотивировать и других. Это ошибочное убеждение. Чтобы мотивационная программа действительно стимулировала работников, нужно собрать данные об истинных потребностях.

Принимая решения о поощрении персонала, руководитель может опираться на пирамиду Маслоу. Он обязан вычленить потребности, которые являются для сотрудника ведущими. Отталкиваясь от этой информации, ему необходимо перейти к разработке мотивационной программы.

Часть сотрудников стремиться к удовлетворению физиологических потребностей. Этим людям следует повысить уровень оплаты труда , тогда они будут чувствовать себя комфортно. Другая часть коллектива может испытывать потребность в безопасности , для таких людей важна дружеская атмосфера в коллективе.

Виды нематериальной мотивации сотрудников

К социальным потребностям стоит отнести поддержку от руководства, налаживание связей с коллегами. Сотрудники, для которых главная потребность состоит в уважении, ценят внимание со стороны руководства. Они хотят, чтобы их труд был оценен по достоинству. Руководитель должен учитывать этот момент.

Для креативных работников характерна потребность в самореализации. Они хорошо среагируют, если руководство предложит им ведение новых проектов, требующих творческого подхода.

Достигнув желаемого, работник может захотеть нового. Его потребности меняются, переходят на уровень выше. Мотивационные программы не должны быть обычным явлением. Необходимо постоянно работать над новыми предложениями. Полезно 1 раз в полгода вводить новые нематериальные способы мотивации персонала.

Самые полезные инструменты

Нужно правильно выбирать виды нематериальной мотивации персонала. Воздействие мотивации можно разделить на безадресное и адресное. В первую группу можно отнести те меры, которые направлены на повышение качество труда всех специалистов. Это проведение корпоративных праздников, выездных мероприятий. Персонал заинтересует расширенный социальный пакет, специалисты высоко оценят участие в тренингах, направленных на повышение квалификации.

Повысить заинтересованность сотрудников в профессиональной деятельности можно путем создания лучших условий труда для особо успешных людей. Это могут быть более современная техника, гибкий график труда, удобная и красивая мебель и кофеварка в кабинете или другая нематериальная мотивация персонала. Персонал, для которого организация создает все условия труда, вряд ли будет увольняться и искать работу у конкурентов.

К адресной мотивации относятся похвала руководства и поздравление работника с Днем рождения. Другие по достоинству оценят перевод на должность с более высоким статусом. Это способствует удовлетворению потребности в признании.

Методы нематериальной мотивации персонала должны быть понятны всем. Это же касается критериев отбора победителей. В этом случае и другие члены коллектива будут заинтересованы в работе.

Для поддержания здоровой конкуренции внутри коллектива можно провести конкурс. Если руководитель собирает игровую систему, то команды должны четко знать, за что идет соревнование. Не стоит перенимать советский опыт, когда фотографии победителей вывешивали на доску почета. Этого мало.

Мощным стимулом станет участие в международной конференции либо сопровождение директора во время его рабочей поездки. Сотрудник не обязательно должен присутствовать на переговорах, но сам факт его приглашения и представления партнером в качестве ценного сотрудника повысит его статус. Мотивируют специалиста и другие методы, направленные на повышение его значимости.

Главным призом в конкурсе может стать недельная поездка на отдых. Это отличная нематериальная мотивация продавцов и других членов коллектива. Персонал должен понимать, что все могут получить главный приз, если приложит усилия. Система судейства должна быть прозрачной.

К амбициозным сотрудникам стоит применять другие способы нематериальной мотивации. Главным станет возможность карьерного роста. Сам по себе он не может считаться стимулом, это обычный инструмент для мотивации. Стимулом же можно назвать ценные блага, которые получает сотрудник после повышения. Это более высокий уровень оплаты труда, собственный кабинет, признание руководства и коллег. Сюда же можно отнести наличие подчиненных, ответственность за крупные проекты, возможность проявить себя на более высоком уровне.

Персонал по достоинству оценит возможность выбора гибкого графика и дополнительных выходных дней с сохранением заработной платы.

Среди методов нематериальной мотивации стоит отдельно выделить участие членов команды в обучающих программах. Оно может быть персональным, когда занятия с сотрудником ведет приглашенный эксперт. При обучении в группах тренер работает со специалистами, которые объединены общей специализацией. Коллективное обучение направлено на повышение профессионализма всех сотрудников.

Публичная похвала , это мощный инструмент. К сожалению, руководители очень часто им пренебрегают. Если работник выполнил задачу, справился с ней отлично, то его успехи должны быть замечены. Публичная похвала при всем коллективе поддерживает здоровое рвение к работе.

Виды нематериальной мотивации сотрудников

Виды материальной мотивации

Руководители часто используют материальную мотивацию. Она может принимать следующие формы:

  • выплата бонусов,
  • повышение оплаты труда за успешное завершение проекта,
  • расширенный социальный пакет.

Материальные методы мотивации внедряют для того, чтобы повысить прибыль предприятия за счет слаженной работы коллектива. Стремясь получить больше денег, сотрудники перевыполняют намеченные планы.

Система материальной мотивации должна быть разработана профессионалами, ведь она повышает лояльность работников. Желательно привлечь к ее созданию опытных психологов. Стимулирующие меры удержат на местах высококвалифицированные кадры. Кроме того, разные виды финансовой помощи повысят уровень дисциплины. Дело в том, что специалисты опасаются потерять материальные блага из-за провинностей.

Предприятие, которое внедрило систему материальной мотивации, повышает уровень социальной защиты работников. Это положительно сказывается на имидже компании, ведь в глазах общества она предстает как солидный работодатель.

Материальная и нематериальная мотивация представляет собой комплекс мер, направленных на достижение предприятием своих целей. Руководство должно использовать комбинированные методы стимулирования работников , тогда производительность труда будет увеличена.

Денежное вознаграждение и бонусы , это основные виды материальной мотивации персонала. Оценивать работу специалистов можно поквартально или 1 раз в год. В последнем случае премия должна быть существенной. Другими видами стимулирования являются процент от продаж, страховки и льготы.

Опытный руководитель использует разные виды мотивации, умело управляя коллективом. Совокупность методов позволяет добиться высоких результатов труда.

Заключение

Меры нематериальной стимуляции должны использоваться на предприятиях вместе с материальными стимулами. Такой подход создает в коллективе здоровую конкуренцию, формирует комфортные условия труда и увеличивает продуктивность работы.

Adblock
detector